Почему школа в упадке?

Когда мы говорим о состоянии сферы образования в городе Волжске, в первую очередь упоминаем проблему аварийной и закрытой школы № 6. Постройку нового здания обещал еще Евстифеев, теперь уже почти вот-вот за школу должен взяться Зайцев, но дети продолжают ютиться в переполненной школе № 12 или ездить учиться в другие районы города. Проблема школы № 6 самая очевидная. Между тем, больна вся сфера.

Результатом работы Минпросвещения и Рособрнадзора в 2024 году стали масштабные нарушения, связанные с нецелевым расходом средств на необоснованное изменение школьной программы и внедрение новых учебников. Критика в адрес ведомства со стороны специалистов, учителей и родителей звучит не первый год, а качество среднего образования тем временем продолжает стремительно падать.

Под занавес 2024 года стало известно, что Генпрокуратура нашла многочисленные нарушения, связанные с нецелевым расходом средств Минпросвещением и Рособрнадзором.

В прошлом году, по данным прокуратуры, было пресечено более 12 тыс. нарушений в сфере образования. К ответственности за то, что чиновники «не могут систематизировать учебный процесс», привлечено более двух тысяч должностных лиц. Был задержан бывший заместитель министра просвещения, работавший в ведомстве до августа 2024 года, Денис Грибов. Его обвиняют в хищении 54 млн рублей с помощью фиктивной документации о проведении курсов повышения квалификации для педагогов.

Качество уже выпущенных и внедрённых в образовательный процесс пособий вызывает нарекания со стороны учителей и родителей: отсутствие логики, слишком сложное для школьников изложение материала. Эта одна из главных причин стремительного падения качества среднего образования.

Ещё одним негативным трендом уходящего года стала тотальная цифровизация и курс на изгнание из школы девятиклассников.

Все события, которые мы наблюдали в системе школьного образования в 2024 году, явно свидетельствуют о том, что в наступившем нас ждут дальнейшие разрушительные реформы, направленные на окончательное упразднение учителя, замену его цифровыми помощниками и различными электронными платформами.

Детей заваливают двойками, обвиняют в безделье и неспособности учиться. На самом деле их просто нормально не учат, перекладывая ответственность на родителей и репетиторов. Традиционная школа уничтожается как руками чиновников от образования, так и самими учителями, которые слепо исполняют все эти вредящие указания сверху, в том числе и неформальные. А хорошие педагоги, наблюдая всё это, просто уходят из школ. Нехватка кадров достигла критического масштаба и будет только расти.

Ещё одним знаковым событием в 2024 году стала повальная оптимизация учебных заведений. Тренд, очевидно, сохранится. Под сокращение в разных регионах попали детские сады и школы, в ряде российских субъектов уже идёт, а где-то планируется масштабная оптимизация детских музыкальных и художественных школ.

Несмотря на регулярные заявления чиновников о необходимости повышения зарплат, доходы педагогов, работающих в школах, оставляют желать лучшего. Об этом свидетельствует отток учителей из учебных заведений.

В сентябре после обращения учителя из Архангельской области Конституционный суд постановил, что оплата труда педагогов за дополнительную работу (проверка тетрадей, классное руководство и прочее) должна оплачиваться отдельно в повышенном размере согласно Трудовому кодексу.

Это решение значит, что приказ Минпросвещения, который регламентировал отсутствие у педагогов права на получение внеурочных, как у всех других работников, незаконен. Оклад учителей за одну ставку (18 часов в неделю) должен быть не ниже МРОТ, а все остальное оплачиваться как переработка – по повышенному тарифу. Однако, несмотря на решение суда и майские указы президента, 20 декабря Минпросвещения выпустило проект приказа о продолжительности рабочего времени педагогических работников взамен предыдущего, у которого истекает срок действия. В новом документе сохраняются все незаконные положения старого, ведомство вообще не обладает полномочиями решать такие вопросы и вносить изменения в Трудовой кодекс. Сейчас документ проходит общественное обсуждение, которое продлится до 20 января 2025 года. Педагогов ограничивают в правах, но Сергею Кравцову и его подчинённым почему-то всё сходит с рук.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко недавно пообещал, что к 2036 году детей в школах будут бесплатно готовить к ЕГЭ и родителям не придётся нанимать репетиторов. При текущем положении дел, к тому времени детей некому будет не то, что готовить к экзаменам, а элементарно учить по программе.  Растущая бюрократическая нагрузка и тяжёлая психологическая обстановка влияют на отток педагогов из школ. Но основная масса учителей, которые увольняются в регионах, делают это из-за нищенских зарплат, на которых в текущих условиях сложно выживать. Похоже, что действия чиновников направлены на то, чтобы учителя сами уходили, а потом, на фоне их дефицита, и будет введено цифровое обучение с помощью искусственного интеллекта, апробация которого намечена на следующий год.

Светлана Цикулина